Алдар Гунтупов (aldar_guntupov) wrote,
Алдар Гунтупов
aldar_guntupov

Categories:

В Клубе интеллигенции состоялась лекция об эхиритах



26 мая в Городской библиотеке им. И. Калашникова прошла очередная встреча участников Клуба интеллигенции. Состоялась лекция на тему "Эхириты".



Клуб начал работу в январе 2018 года. За 4 месяца были прослушаны следующие лекции:

- 20 января - "Территория Бурятии в период Монгольской империи 13-14 вв.", к.и.н. Нанзатов Баир Зориктоевич;

- 3 февраля - "Территория Бурятии в период Монгольской империи 13-14 вв.", д.и.н. Цыбиктаров Александр Дондопович;

- 24 февраля повтор лекции к.и.н. Б.З. Нанзатова от 20 января;

- 17 марта - "Предки бурят в Средние века, этническая история, демографические процессы", к.и.н. Ханхараев Виктор Софронович;

- 7 апреля - лекция журналиста Александра Махачкеева "Постсоветское развитие буддизма в этнической Бурятии";

- 21 апреля - "Присоединение бурятских племен к Русскому царству 17 в.", к.и.н. Нанзатов Баир Зориктоевич
(К сожалению, эта лекция по независящим от организаторов причинам так и не состоялась).

Таким образом, заседание от 26-го мая стало 6-м по счету.



Насколько я понял, главная тематика лекций - историко-краеведческая, вопросы же, касающиеся общественно-политической ситуации в современной Бурятии, членами клуба не рассматриваются.

Заседания проходят с интервалом в 2-3 недели. Избранного руководителя, председателя у клуба нет, но, по всей видимости, движущим мотором, генератором новых идей и тем являются писатель Алексей Гатапов и еще несколько общественниц.

А теперь о самом мероприятии.

К 2 часам в лектории на 2-м этаже библиотеки уже не было свободных мест, собралось около 20 человек.



В зале присутствовало много медийных лиц:

Директор Национального музея Бурятии Бороноева Татьяна Анатольевна, главный редактор "Новой Бурятии" Тимур Дугаржапов.


Генеральный директор "Московского комсомольца в Бурятии" Николай Васюткин.


Лидер бурятских пенсионеров Николай Иринчеевич Федотов, председатель общественного движения «Эхиридуудэй нэгэдэл» Жорж Абзаев, блогер Дмитрий Замбулаев.


Поодаль в "любимом", как шутили члены клуба, кресле расположился известный публицист Александр Махачкеев.


Писатель Алексей Гатапов.


С этими женщинами я не успел познакомиться, но, судя по всему, это были преподаватели, ученые из БГУ и БНЦ.



Также было много слушателей, с которыми я лично пока что не знаком.

Следует отметить, что мероприятия клуба посещают не только писатели, поэты, журналисты, художники, историки, этнографы, филологи, аспиранты, но и представители профессий и сфер деятельности, которые, в общем-то, далеки от гуманитарных дисциплин, культуры и искусства. Так, на первой встрече присутствовал гендиректор сети "Абсолют" - Индира Валерьевна Шагдарова, причем, что удивило, бизнесвумен не только внимательно слушала лектора, но и активно задавала вопросы. Ну что ж, весьма отрадно, что известные бурятские предприниматели посещают подобные мероприятия.


А вот и сам лектор - молодой, перспективный ученый, кандидат исторических наук, старший преподаватель ВСГИКа Болхосоев Станислав Борисович. Специализация ученого - шаманские культы западных бурят, научный руководитель - Дашинима Санжиевич Дугаров. Станислав - автор монографии «Избранничество: феномен шаманской наследственности удха у предбайкальских бурят» (2016 г.).


Лекция началась.





Представлю некоторые наиболее интересные отрывки из выступления ученого:

О расселении эхиритов:

- Породные земли эхиритов - Верхоленье, т.е. современный Качугский район Иркутской области. Также эхириты живут в Баяндаевском районе и на верхней Куде в современном Эхирит-булагатском районе. На Ольхоне, начиная с Еланцов, по левую восточную сторону расселены эхириты, с правой стороны по Бугульдейке - в основном булагаты. Далее, эхириты живут в Баргузинском, Курумканском, Кабанском, Иволгинском, Селенгинском районах. Вкрапления эхиритов наблюдаются среди хоринских, агинских и других бурят.

О родо-племенной структуре эхиритов:

- Многие спорят, сколько родов в эхиритском племени - кто-то говорит 6, 8, 10, 20, 40 и т.д. Лично я насчитал около 40 родовых объединений, и все они возводят свое происхождение к 4 подразделениям эхиритов - Хэнгэлдэр, Абзай, Шоно, Хуудаг Сагаан, каждое из которых в свою очередь делится ровно на 2 подразделения: хэнгэлдэровское на Хадаалай и Буура, абзай - на Ехэ Абзай и Бэсэгэн Абзай, далее большой и малый шоноев род, и Хуудаг Сагаан делится на Ользон и Баяндай. Отсюда возникло предположение, что деление каждого из 4-х подразделений на 2 группы дало название всему племени - эхириты, т.е. двойники, близнецы - от слова "эхир" и суффикса множественного числа "д".

Хотя есть и другие мнения, например, что этноним произошел от слова "якут", другие же ученые возводят его к "икирес", "икирас", "инкирас" - так по "Сокровенному сказанию" и Рашид ад-Дину называлось племя в средневековой Монголии. Являются ли "икиресы" предками современных эхиритов? Этот вопрос пока находится в подвешенном состоянии. Аргументов, доказывающих связь между ними не приведено. Судя по всему, эхириты формировались в Предбайкалье и в намного более позднее время, чем икиресы 13-го века.




О доминирующей роли рода хэнгэлдэр:

- Основой, ядром эхиритского племени является род хэнгэлдэр и шоно. Абзай, по материалам Балдаева, неэхиритский род, осколок сэгэнутов, он перебегал то на сторону одного племени, то другого. Хуудаг Сагаан, согласно преданиям, это присоединенный во время военных действий к эхиритам род. Что касается рода шоно, то в преданиях говорится, что он происходят от Шалы-мэргэна. "Шалу" на западномонгольских диалектах обозначает "волчица". Получается, что корни шоноевского рода могут уходить в Западную Монголию.

О консолидации эхиритских родов:

- Время формирования протоэхиритского объединения - приблизительно в районе 14, 15, 16 веков. В это время с территории Монголии через Тунку приходят булагаты. Вытеснив и, по сути говоря, вырезав сэгэнутов, они занимают центральные, самые лучшие и плодородные земли. Остатки некогда сильных сэгэнутов распыляются среди других племен, часть вливается в состав эхиритов, до XX-го века даже существовал улус, носивший название племени.

Появление воинственных булагатов "заставляет" консолидироваться четыре эхиритские подразделения. По сути говоря, эхириты объединились где-то в районе 16-17 веков перед приходом русских, в такой четверке они и выступали в последующие века.


Информативная часть лекции подошла к концу, гости мероприятия получили возможность побеседовать с ученым. Между прочим в клубе существует табу - ни в коем случае нельзя вступать в полемику с лектором, доказывать, что он не прав, разрешено только задавать вопросы.



Вопросов у членов клуба было очень много: имеют ли отношение икиресы и род чонос, упоминаемые в "Сокровенном сказании" к эхиритам и роду шоно XVI-XVII вв., сколько высших божеств в мифологической системе эхиритов, какое происхождение у эхиритского рода галзут, какова роль эвенкийских родов в этногенезе эхиритов и др. На каждый из них Станислав Борисович постарался дать развернутый и аргументированный ответ.



Меня же в большей степени интересовала проблема преемственности между протоякутской и протоэхиритской этническими общностями в средние века. По этой теме участниками встречи был высказан ряд ценных замечаний.

А. Гунтупов:

- На рубеже тысячелетий в Предбайкалье существовала уч-курыканская цивилизация. Ее носители - тюрки-курыкане селились на западном и юго-западном побережье Байкала, имели письменность, развитое гончарное производство, занимались земледелием, коневодством, были искусными металлургами. Что вы можете сказать по поводу их участия в этногенезе эхиритов?

С. Болхосоев:

- Я думаю, что какой-то курыканский компонент есть, причем как раз в основном именно среди эхиритов. По археологическим данным Окладникова, с 11-го века в Верхоленье появляются первые волны монгольских переселенцев, и пока в Монголии идут войны, эти волны следуют одна за другой. Естественно, какая-то часть курыканского населения осталась и влилась в состав пришельцев.

Т. Бороноева:

- Если посмотреть на костюмы эхиритов из нашей коллекции, то мы увидим, что женские украшения чрезвычайно близки к якутским, у других бурятских племен этого сходства не прослеживается.

С. Болхосоев:

- Да. Кстати, верхняя женская безрукавка по форме, по декоративному решению очень схожа с якутской женской верхней одеждой.





А. Гатапов:

- То что эхириты имеют большой компонент тюрок, доказывает их язык:

- Би хэлнэм. Би хэлнэб бэшэ, би хэлнэм, би хэлнэ-мен. "М" на конце происходит от тюркского слова "мен", т.е. "я".


С. Холбосоев:

- Русские землепроходцы 17-го века отмечают двуязычие эхиритов, в одних сведениях сообщается, что они говорят по-якутски, а в других - по-калмыцки, по-монгольски, т.е. на тот момент в Предбайкалье еще существовало двуязычие.

Кстати, якутский язык окающий, и это оканье как раз-таки сохраняется у эхиритов.



Карта современного расселения бурят. Условные обозначения: 1 — булагаты, 2 — эхириты, 3 — хори, 4 — селенгинские буряты, 5 — хонгодоры.
С 17-го века из-за перенаселенности, острой нехватки охотничьих угодий, пастбищ и пашен, частых засух, недовольства действиями царской администрации началась и продолжилась в последующие века миграция эхиритов в восточном направлении.


По сложившейся традиции лекция завершилась чаепитием. Здесь за чашкой ароматного чая началось неформальное общение, завязались беседы на самые разные темы. По непринужденной, дружеской атмосфере, царившей за столом, чувствовалось, что члены Клуба встречаются уже не в первый раз, давно и хорошо знакомы друг с другом.



Слово взял Александр Махачкеев, он представил собравшимся "современного вождя эхиритов" - Жоржа Мангутовича Абзаева, организатора первого фестиваля эхиритов в Кабанском районе.
https://www.infpol.ru/news/asia/129676-v-buryatii-proshel-i-festival-ekhiritskikh-rodov-foto/



Затем Александр Виссарионович сделал анонс 2-го фестиваля эхиритов, который состоится 16-го июня в с. Улюн в Баргузинском районе, и пригласил участников встречи на это знаковое мероприятие.

По словам журналиста:

- Баргузин на полных парах готовится к этому празднику!

Далее, Жорж Мангутович вкратце описал деятельность своей организации - «Эхиридуудэй нэгэдэл», ее цели, задачи и достигнутые результаты. Вместе с единомышленниками он постоянно выезжает в районы компактного проживания эхиритов как в Бурятии, так и в Иркутской области, ведет большую и нужную работу по их консолидации.

С неподдельной тревогой и озабоченностью известный общественник рассказал нам о бурятских селах в Качугском районе: на сегодняшний день там проживает примерно 1200 бурят, причем их численность неуклонно сокращается, родной язык, обычаи почти что забыты, ассимиляция и утрата национального самосознания похоже приняли необратимый характер.

Также общественник затронул вопрос об охране Шишкинских писаниц - наскальных рисунков, расположенных вблизи поселка Качуг, создателями которых, как известно, были предки якутов и западных бурят. Бесконтрольный поток туристов, участившиеся акты вандализма, дорога, пролегающая у подножия скал, постепенно разрушают уникальный музей под открытым небом. Очевидно, что памятник пока это еще не поздно нужно спасать - усилить охрану, провести реставрационные работы, перенести дорогу, но на это как всегда у государства нет денег.



Знаменитый наездник с родовым знаменем, изображенный на гербе республики Саха и на казахстанской банкноте номиналом в 1000 тенге, пока что находится в относительной сохранности, однако изображения других всадников уже подверглись нападению вандалов.
Фотография с сайта - http://www.dnevniki.ykt.ru




В целом встреча участников клуба, на мой взгляд, прошла очень интересно, насыщенно и продуктивно. Несомненно, такая открытая дискуссионная площадка нужна нашему городу, республике, бурятскому народу. Прежде всего она имеет большое просветительско-образовательное значение. Остается только пожелать Клубу дальнейшего творческого роста и новых интересных тем.



P.S. Следующее собрание Клуба интеллигенции намечено на 9 июня, а после вплоть до сентября он приостановит свою деятельность.
Вероятно, во время новой встречи состоится отмененная 21-го апреля лекция Баира Нанзатова о присоединении Бурятии к России.
Приходите, будет интересно!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments