Алдар Гунтупов (aldar_guntupov) wrote,
Алдар Гунтупов
aldar_guntupov

Categories:

В Иволгинском дацане на фестивале в честь Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова

В субботу решил съездить в Иволгинский дацан на IV-й фестиваль духовной и материальной культуры "Подношение 10-ти драгоценностей", посвященный XII-му Пандито Хамбо Ламе Даша Доржо Этигэлову.



На площади Банзарова сел на 130-й маршрут. Общая стоимость проезда до дацана с одной пересадкой составляет на сегодня 80 рублей (50+30 руб.). Преодолев 36 километров по трассе А-340 и иволгинской дороге, через 40 минут я приехал в центр Буддийской традиционной Сангхи России.

Прежде всего сделал гороо.



Первый раз я крутил этот молитвенный барабан в далеком 1984-м году. Да, много воды утекло!


Пока не меркнет свет, пока горит свеча!


Большое внимание в храме уделяется противопожарной безопасности.


Памятка для туристов.

Совершив ритуальный круг, прошелся по территории дацана.

Что очень заметно и очень радует - на территории дацана не прекращаются строительные работы, каждый год ремонтируются старые и возводятся новые здания. Так, за последние 5-6 лет построены Гунриг дуган, стадион, литейная мастерская, жилые дома для лам, Галерея искусств народов Азии, питомник для хотошо, восстановлен пострадавший от пожара Буддийский университет, почти что завершено строительство нового Согчен дугана.



Отмечу также, что этой зимой был возведен новый, более просторный павильон для дерева Бодхи, под сенью которого, как известно, Учитель достиг просветления.




Красивый храм-сумэ, посвященный женщине-бодхисаттве Ногоон Дара Эхэ.

Живой уголок разобран, двух косуль - самца и самочку 2 года назад ламы выпустили в лес.


Посетил Галерею искусств народов Азии. Хотя работы мастерской «Эрхим Дархан» стоят недешево - от 20 и выше тысяч рублей, они пользуются постоянным спросом.



После обеда число паломников и туристов становится все больше и больше.

Бросается в глаза, что среди посетителей дацана много небурят - каждый 4-й, 5-й. Как и миряне-буряты они молятся в храмах, делают подношения, посещают хуралы, заказывают молитвы, обращаются за помощью и советом к ламам-целителям и астрологам, что, конечно же, не может не радовать и не вызывать одобрения. Все это лишний раз доказывает, что буддизм - сверхтолерантная религия, открытая и доступная для всех, не делающая различий между людьми по национальному признаку.

Среди туристов численно преобладают монголы. Об этом особенно наглядно свидетельствуют стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с разноцветными тугриками и объявления на монгольском, развешанные по всей территории храма. Поток туристов из соседней страны резко увеличился с 2015-го года, когда был введен безвизовый режим и начал падать курс рубля. Чтобы выразить свое уважение к бурятскому Хамбо Ламе, монгольские паломники перед посещением дацана одевают красивую национальную одежду из шелка и парчи, делают щедрые подношения.



Большой популярностью у туристов пользуется камень, которого по преданию коснулась Ногоон Дари Эхэ - Зеленая Тара.

С возгласами:

- Маш сайн энерги!
монголы обступают чудесный камень, прикладывают к нему ладони, мысленно обращаясь к буддийской богине.





Чтобы заветное желание исполнилось, нужно пройти с закрытыми глазами 10 метров и дотронуться до камня. Многие сбиваются с курса, поэтому то и дело слышны подсказки:
- Зүүн тийш яв! Баруун талд очих!



В дацане тихо и умиротворённо и от этого становится легко и спокойно на душе, хочется забыть о проблемах и делах, задуматься о вечном, непреходящем.


Уютные сиденья для медитации в тени дацанских лиственниц.


Защитник учения - лев.


Лица необщее выражение 😃


Хан Гаруди убивает нага.



Около западных ворот идет оживленная торговля сувенирами. Коммерцией занимаются все работоспособные женщины Верхней Иволги. Раньше торговали с деревянных прилавков, теперь построены бутики. Ассортимент и цены у всех примерно одинаковые. Торговцы приветливо зазывают туристов, рекламируют свои товары, но переманивать покупателей друг у друга нельзя - это запрещено нормами корпоративной этики.

Примерные цены: хий-морин – 50, семейный хий-морин – 100, хадак – 50, благовония – 50, ручной молитвенный барабан – 1000, четки – 200 и выше рублей.



Тем временем на стадионе начался фестиваль.
С приветственным словом к собравшимся обратился Хамбо-лама, затем по очереди выступили правительственные чиновники.



Хамбо-лама Дамба Аюшеев:
- Только у нас - его современников, жителей Республики Бурятия, этнической Бурятии есть возможность прийти и показать свое искусство. Надо этим гордиться и пользоваться, чтобы в дальнейшей нашей жизни мы сказали, что эту жизнь мы прожили не зря! Чтобы вы могли гордиться собой и верить, что у нас будущее будет лучше, чем сегодняшнее! Спасибо вам за наш праздник!

По замыслу организаторов, фестиваль призван поддержать представителей творческих профессий - ремесленников, художников, литераторов, музыкантов. Согласно положению, его главной задачей является "стимулирование развития искусства, литературы и народного творчества Республики Бурятия через создание произведений творчески выражающих почитание духовного подвига буддийского подвижника Даша-Доржи Этигэлова".

Начался концерт.
Сменяя друг друга, выступили сводный хор театра оперы и балета, Цирк Бурятии, Лудуб Очиров, театр «Байкал» - танцоры и музыканты, фольклорные ансамбли, исполнители народных песен и магтаалов, гости из Монголии и многие другие.

Главная цель фестиваля определила репертуар и содержание выступлений артистов - все они были посвящены выдающемуся религиозному деятелю XII-му Пандито Хамбо ламе Даша Доржо Этигэлову.





Певцы и музыканты с большим воодушевлением, самоотдачей и неподдельной радостью исполняли свои номера, а зрители награждали их щедрыми аплодисментами. После каждого выступления артисты подносили хадаки Хамбо ламе Этигэлову.





Коллектив из Закамны.


Параллельно с концертом шло вручение денежных призов и грамот победителям различных конкурсов - поэтического турнира, конкурса магтаалов, эссе, музыкальных произведений, детских рисунков и и т.д.

Конкурсанты, занявшие первое место, получили по 5 тысяч.
Спонсорами фестиваля выступили два депутата Хурала, а также один из кандидатов в депутаты по Иволгинскому району, которые пожертвовали 30, 50 и 70 тысяч рублей соответственно.



Артисты Бурятского цирка.



Обладатель красивого, глубокого баса Чингис Жаргалсайхан.



Свои стихи, посвященные Хамбо-ламе Этигэлову, прочитали бурятские поэты. Победителем в номинации "Лучшее поэтическое произведение на других языках" была признана Надежда Низовкина.



Встретил поэта Аркадия Перинова, который, кстати, занял 2-е место. Поздравляю его и всех остальных победителей!



Лицо поэта светилось от счастья, он поделился своими впечатлениями:

- Важны не деньги, которые ребята получат за свои дипломы, тут важно единение. Все-таки мы - уникальная республика, где люди любят друг друга не показушно, а на самом деле, родовами переплетены, создают причудливые национальные семейные конгломераты - от далекой Прибалтики до Дальнего Востока. Я не разделяю людей на бурят, русских, эвенков, народ у нас очень красивый. Старики какие красивые, молодежь, среднее наше поколение! Погода сегодня благоволит. Я пришел сюда по велению сердца!

Одновременно с концертом на южной половине стадиона проходила выставка декоративно-прикладного искусства и изделий народных художественных промыслов, в которой приняли участие 85 мастеров со всех уголков Бурятии.

Конечно же, невозможно в рамках одной статьи рассказать о всех изделиях народных умельцев, поэтому упомяну лишь некоторые из них.

Эксклюзивные блюдца и тарелки с мандалами Ирины Раднаевой, творческая мастерская "Субад".



Кошельки из щучьей (!) кожи от Березко Лидии Ивановны!



Книги бурятских издательств о Хамбо-ламе Этигэлове.



Интересная техника - картина из цветной пряжи на фанерном листе.



Панно из дерева А.Б. Будаева - шаман-дархан лижет раскаленное железо.



Работы резчика по дереву Бадма-Доржи Юрьевича Тыкшеева.



Баттувшину приглянулся сундук.



Конкурс детского рисунка "Свет буддийской веры". Очень искренне и трогательно!



Анималистические миниатюры на бараньих лопатках, Кяхтинский центр дополнительного образования.



Картины бурятского художника из Монголии Ж.Д. Соелжава.





Дышащая пафосом революции картина "Бурят".



А вот и сам художник и его спутница Дулэм-Сурэн. Всего из Монголии приехало 17 человек.



Праздничный концерт подошел к концу.

В этот день двери Этигэл Хамбын ордон был открыты для посещения, и многие участники и гости фестиваля, в том числе и я, смогли поклониться Нетленному телу Хамбо-ламы.

Вот так и прошел фестиваль, и это было яркое и интересное событие!
Собравшиеся отдали дань глубокого уважения выдающемуся деятелю бурятского буддизма - Пандито Хамбо ламе Даша Доржо Этигэлову, зрители и участники получили заряд позитивной энергии и положительных эмоций, а народные мастера, музыканты, художники и литераторы - новый импульс для творчества и созидания.

Ом Мани Бадме Хум!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments