Алдар Гунтупов (aldar_guntupov) wrote,
Алдар Гунтупов
aldar_guntupov

Category:

Считаю, что "Хранителю" НЕ МЕСТО НА ОЛЬХОНЕ!

Неделю назад на Ольхоне в поселке Узуры установили-таки скандальную работу Намдакова - "Хранитель Байкала". Новость тут же облетела Бурнет и буквально взорвала медийное пространство, в СМИ появились критические статьи, а в социальных сетях посты возмущенных пользователей с требованием убрать скульптуру.

Недовольство общественности растет, ситуация накалена до предела.



Что касается меня, то я всегда выступал против установки скульптуры. Попытаюсь объяснить свою точку зрения более подробно.

Творческая неудача Намдакова

Эпопея со статуей началась 2 года назад, когда в ноябре 2016 года Даши Бальжинимаевич презентовал эскиз своего творения на страницах еженедельника "Информ-Полис" (https://www.infpol.ru/120937-na-olkhone-ustanovyat-skulpturu-dashi-namdakova/).
И уже тогда внешний вид скульптуры вызвал резкое неприятие общественности, поднялась волна возмущения и критики, которая не утихает до сих пор.

Что же так не понравилось людям в детище Намдакова? Выскажу свое мнение.

Итак, перед нами циклопическое, высотой в 7,5 и шириной в 6,8 метра дерево, совсем, кстати, не свойственное байкальской флоре - то ли дуб, то ли баобаб, то ли бутылочное дерево.



Обратим внимание на ветви, автор намеренно стилизует их под рога изюбря, но если у оленя правая сторона рогов симметрична левой, то у намдаковской скульптуры они направлены вкривь и вкось и выглядят, если честно, неестественно и некрасиво.

С другой стороны голые, толстые, круглые в сечении ветви очень похожи на извивающиеся щупальцы гигантского спрута, ну разве что присосок не хватает.

На стволе дерева проглядывает нечто отдаленно напоминающее лицо человека - какая-то маска, харя, личина гуманоида. Сам же Даши поясняет, что это, оказывается, "лик шамана" (?!).

Если приглядеться, на лбу Хранителя видна огромная трещина. Глубокая и широкая она доходит до переносицы, так что кажется, будто раскроенный череп, не выдержав тяжести рогов, вот-вот развалится надвое.

(без названия)

Веки Древочеловека сомкнуты - ну то есть он либо крепко спит, либо же в глубокой отключке, что и неудивительно, учитывая какая рана у него на башке. Хотя с другой стороны если бы Хранитель таращился во все зенки на окружающих, то впечатление было бы еще более ужасным.

Далее, на подбородке Древочеловека растет длинная борода (?!), которая в сочетании с рогами делает его похожим на старого козла.

kog_dikaya_koza_3.jpg

На туловище Хранителя в области живота видна огромная дыра. Откуда она взялась? Если рассуждать логически, то выходит, что сердцевина дерева полностью сгнила. (А может быть, как в фильмах о Чужом внутри зрело, а потом вырвалось, вереща, ксеноморфное существо - маленький, юркий древочеловечек?).

Полноценных конечностей у Хранителя нет, вместо них проглядывают какие-то рудиментарные, беспомощные отростки.

Кора дерева вся в наплывах и наростах, как-будто заражена грибком и изъедена личинками короеда. Так выглядят только старые и больные деревья.

Характерна и поза загадочной скульптуры: это не молодое, стройное, устремленное вверх к Солнцу и свету дерево, а сгорбленное, высохшее древнее растение.

Полное отсутствие листвы, страшная рана на голове, сомкнутые веки и самое главное - полый ствол дают основание предположить, что бородатое дерево сдохло умерло.

Ну и напоследок, называется все это творческое безумие, ВНИМАНИЕ!!!! - "Байгал-бавэй" - "Байкал-отец" в переводе с бурятского ("Хранитель Байкала" в более поздней редакции).

Ну то есть вот это старое, засохшее, безносое дерево с рогами и бородой, лицом гуманоида, треснутым черепом и дырой в брюхе и есть Священный Байкал, Жемчужина Сибири!?

Хмм!
Ни.уя себе!!
Ну, дела!!!

Теперь зададимся вопросом:

- Каким будет впечатление у человека, который увидит его вживую?

Уверен, что, разглядев поблизости Древо-человека-оленя, он испытает испуг, потрясение и когнитивный диссонанс.
От Дерева так и веет чем-то мрачным, потусторонним, к нему страшно приближаться. А что если вдруг оно обхватит тебя щупальцами и запихает в дыру на животе? Хочется не любоваться изваянием, а сломя голову бежать от него без оглядки куда подальше.

Если оценивать скульптуру с точки зрения эстетики, то выглядит она, тяжеловесная, неуклюжая и несуразная, - некрасиво, отталкивающе. Как по мне, так это - страшилище, оно оскорбляет мой вкус, его художественная ценность равна нулю.

Непонятен и замысел, концепция произведения. Что хотел сказать автор, ваяя скульптуру? Зачем было нужно именно такое художественное решение?

Если бы Даши изобразил, скажем, камлающего шамана в ритуальной короне с рогами, я бы еще понял, или старца верхом на олене, или священного изюбря, ну или просто кедр, сосну, березу с повязанными на ветвях лентами, тут вопросов бы не было, но зачем соединять в одной статуе и образ шамана, и оленя, и дерева? Как возможна такая эклектика, совмещение несовместимого? И человек получился безобразным, и дерево фантасмагоричным, и связи с Байкалом ну никак не прослеживается! Кошмар какой-то!

Неясно и происхождение этого образа, ни в бурятском, ни в эвенкийском фольклоре такого персонажа нет. На ум приходит только божество древних семитов – Ваал, гигантский спрут Кракен и Дерево Мертвых из "Сонной лощины" Тима Бёртона. Соедините их всех вместе и вы получите в аккурат Древочеловека!

В общем, суммируя все, я прихожу к выводу, что скульптура Даши - это творческая неудача.

И, кстати, не только Хранителя, но и ряд других задумок Намдакова я тоже считаю неудачными.

К ним относится, например, проект гостиницы в виде черепа мамонта на берегу Байкала.
Что хотел сказать Даши, когда создавал его? Мамонт шел к Байкалу, чтобы напиться, обессилел и околел?! И разве череп в сознании людей не ассоциируется со смертью и тленом?



Непонятен и замысел статуи, посвященной Селенге. Перед нами фигура девушки с безжизненным, плоским лицом, без плеч, с безвольно свисающими, искривленными в 3-4 местах руками, малюсенькими ножками, с пальцами-водорослями. Брр! Веет чем-то неживым, потусторонним!



И глядя на эти депрессивные шедевры, невольно задаешь себе вопросы:

- А не наступил ли у нашего Даши творческий кризис? Может он иссяк как художник, лишился вдохновения, пребывает в идейном тупике? Здоров ли он?

Намдаковщина

Хранителю Намдакова ведь что-то предшествовало, каким-то образом он пришел к нему, что-то предопределило его появление.

Как известно, большинство работ скульптора посвящено жителям Великой Степи - центральноазиатским кочевникам, однако я не встречал ни одного произведения, которое бы изображало их более или менее реалистично и привлекательно. Всегда упорно на протяжении 20 лет он ваяет вот что:

525385_original.jpg

525385_original.jpg

525385_original.jpg











Назовем этот авторский стиль, эту странную изобразительную манеру намдаковщиной.

Вглядитесь в эти угловатые физиономии, укороченные носы, непропорциональные части тела, сутулые фигуры и вы увидите, что на самом деле "Хранитель" - лишь "славное" продолжение традиций бурятского "Микеланджало-Буонарроти", следующая, более "продвинутая" ступень этого причудливого стиля. Да, поменялись масштабы, усложнилась композиция, но это все те же образы и мотивы, та же эстетика. Так что если вдуматься, то не стоит удивляться, что Байкал он изобразил именно так, а не иначе.

А ведь есть другой Намдаков!

Справедливости ради стоит отметить, что наряду со скульптурами типа "Хранителя Байкала" и неказистых человечков Намдаков создает и интересные, реалистичные и понятные всем произведения.

Приведу ряд известных примеров:

«Золотая Шория» (2010) на Кузбасе в городе Таштагол. На спине величественного лося сидит изящная шорская красавица с чашей в руках. Огромные ветвистые рога лося как доспех прикрывают беззащитную девушку. Если присмотреться внимательнее, то на рогах можно увидеть древние рисунки-петроглифы. Идея автора считывается сразу: монумент символизирует связь прошлого и настоящего Горной Шории, а также гостеприимство этого живописного края.

525385_original.jpg

525385_original.jpg

525385_original.jpg

"Ханшаим" («Царица», 2008) в Астане. На спине огромного быка с семиметровыми изогнутыми рогами трон с двумя барсами, держащими в пасти меч, и легендарная сакская царица Томирис. Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью. Автор сумел создать убедительный и цельный образ знаменитой правительницы, под руководством которой разрозненные племена объединились и выдержали натиск врагов на территории Казахстана. Монумент создан как дань уважения всем легендарным женщинам, вошедшим в историю страны.

525385_original.jpg

525385_original.jpg

Скульптура "Четверо дружных" (2008) в поселке Агинское, созданная по мотивам популярного в буддизме сюжета. Несколько аллегорических животных образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод. За внешней простотой композиции скрывается глубокий смысл:

- Только вместе, только сообща можно достигнуть поставленной цели!

525385_original.jpg

И наконец, подлинный шедевр Намдакова - "Царская охота" (2014), установленный в Кызыле на берегу Енисея. Вот эту композицию я считаю самой талантливой, выдающейся из всех работ скульптора и вижу, что Даши – Художник с большой буквы!

525385_original.jpg

525385_original.jpg

14258318_1150744808333702_3304294654129979743_o.jpg

14258318_1150744808333702_3304294654129979743_o.jpg

Предоставим слово журналисту Елене Ткач:

- Царственные всадник и всадница на великолепных конях мчатся по степи с быстротой ветра, принимая участие в соколиной охоте. Их лица преисполнены спокойствия, гордости, уверенности и мужества – не каждому под силу выдержать напряжение гонки. Тетива лука натянута, стела пущена, и зверю не уйти от погони. Охотничьи (не собаки!) барсы, похожие на диких степных сородичей, не отстают от стремительного бега лошадей. Вся сцена наполнена яростной энергией, красотой и достоверностью происходящего... Реальными прообразами бронзовых героев стали найденные археологами захоронения царя и царицы из скифского кургана Аржаан-2, датируемого 3 тыс. до н.э.

Какое чудо, какая красота, какое изящество! Есть в этой работе полет, целеустремленность, экспрессия, завораживающая пластика, емкость и выразительность образов, точный рисунок движений. Персонажи словно пронзили время и из глубин истории ворвались в настоящее, предстали перед нами, но они не останавливаются, их путь не окончен, они устремлены в будущее.

Форма и содержание произведения удачно сочетаются, и их гармоничное единство безотказно воздействует на зрителя, порождает то, что мы и называем высоким искусством. Все элементы композиции, будь то доспехи и оружие всадников, плащ из тигровой шкуры, конская сбруя, фигура сокола, тщательно проработаны, интересны, содержательны. Можно долго всматриваться в них, находить все новые и новые подробности и поражаться своим открытиям. "Царская охота" - это шедевр зрелого мастера, талантливого, самобытного, неподражаемого. Недаром полюбилась она гостям и жителям Кызыла и стала одной из главных достопримечательностью тувинской столицы.

И глядя на эти замечательные работы, остаётся только недоумевать:

- Почему в других странах и землях, для других народов Намдаков ваяет интересные, неплохие скульптуры и даже шедевры, а у себя на Родине для земляков, Байкала не может создать ничего лучше, чем старое засохшее дерево?

14258318_1150744808333702_3304294654129979743_o.jpg

А гений ли Намдаков?

СМИ трубят, Намдаков - гений и каждое его творение – гениально!
Но так ли это? Давайте разберемся.

Согласно определению, гений — это высшая степень проявления таланта, ума человека, его способность достичь в какой-либо сфере совершенно удивительных и уникальных результатов.

Произведения гения глубоко оригинальны, революционны, дают мощный импульс развитию науки и искусства, двигают вперед прогресс человечества.

Все что творит гениальный художник, скульптор, композитор, писатель или поэт обладает огромной художественной ценностью, удивительным совершенством, безупречно в эстетическом отношении.

Следующий очень важный признак гениального произведения - оно должно радовать, нести свет, воспевать все хорошее, что есть в человеке, поднимать над серыми буднями, вдохновлять на свершения, т.е. не может быть пессимистичным, упадническим по своей сути.

Наконец, шедевры гения имеют непреходящее значение для человечества, т.е. будут любимы, востребованы потомками спустя многие века.

Так, я знаю, что и через 100, 200, 500 лет люди будут наслаждаться картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта, любоваться статуями Микеланджело, Кановы, Родена, завороженно слушать Бетховена, Вагнера, Чайковского, читать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, ставить пьесы Уайльда, Шекспира и Чехова, однако я сильно сомневаюсь, что намдаковский баобаб будет кого-то восхищать как высокоэстетичное произведение через 10, 50, 100, или, как мечтает Даши, 2000 лет, и что люди будут черпать силы и вдохновение, приходя к нему, что он будет навевать думы о величии и красоте Байкала.

В общем, я Намдакова гением не считаю! Да, как художник, он экстраординарно одарен, в хорошем смысле амбициозен, невероятно целеустремлен, трудолюбив и продуктивен, но, судя по Хранителю и другим непонятным, настораживающим произведениям, Даши все же не гениален.

14258318_1150744808333702_3304294654129979743_o.jpg

Даши, ты не прав!

Могу выделить несколько веских причин, в силу которых намдаковское Древо следует убрать с острова:

Во-первых, скульптура, как мы уже выяснили, явно не дотягивает до уровня шедевра изобразительного искусства, она неудачна и не обладает, на мой взгляд, какой-либо значительной художественной ценностью. Лично я не вижу в ней ничего, что бы соответствовало величию Священного озера, воспевало его уникальность, первозданную красоту. Согласитесь, не может же засохшее дерево символизировать Байкал?

Далее, большинству жителей Ольхона, а также Бурятии и Иркутской области скульптура не понравилась, они выступили против ее установки. Людям непонятны творческие эксперименты Даши, они категорически не приемлют то, что чуждо их художественным вкусам, традициям, обычаям, жизненному опыту, их отношению к Священному морю.

Помимо этого жители Ольхона до глубины души возмущены тем, что на протяжении двух лет никто поинтересовался их мнением, не провел общественных слушаний, консультаций, и что установка скульптуры прошла без их согласия. Это задело и обидело многих. Получается, что во главу угла ставятся лишь творческие амбиции Даши, а мнение простых людей, которые поколениями живут на этой земле, никого не интересует?

Вызывает тревогу и то, что многотонная композиция "Хранитель Байкала" была установлена в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где по закону запрещены любые строительные работы. Остается только недоумевать:

- Почему строительство велось без экологической экспертизы? На каком основании предоставлен земельный участок? Почему отмалчивается природоохранная прокуратура?

(без названия)

И наконец, задумаемся, а как отреагирует на Хранителя сам Байкал? Понравится ли ему то, как Даши изобразил его? (Я говорю сейчас об очень тонких энергиях и сакральных вещах и полагаю, никто не будет спорить, что Байкал - живое, разумное и мудрое существо, которое все видит, слышит и понимает.). А если начнутся засухи, пожары, обмеление рек и озер, наводнения, землетрясения, мор рыбы, нерпы и другие катаклизмы и потрясения? Как вы думаете, с чем свяжут их местные жители, кого обвинят, в чей адрес посыпятся проклятья? Ответ очевиден...

В общем, предлагаю Даши Бальжинимаевичу прислушаться к мнению народа, хорошо подумать и принять единственно верное решение - демонтировать скульптуру. Пусть Намдаков переплавит ее, передаст в какой-нибудь западноевропейский музей, галерею или продаст в частную коллекцию, но в любом случае она, по моему глубокому убеждению, не должна стоять на Ольхоне.

И вот еще что:

Авторитет, уважение и народное признание зарабатываются десятилетиями, но если идти на поводу своего тщеславия, игнорировать мнение людей, продолжать упорствовать в своих заблуждениях, то потерять их можно очень быстро, в одночасье, причем навсегда и безвозвратно...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment