Алдар Гунтупов (aldar_guntupov) wrote,
Алдар Гунтупов
aldar_guntupov

Category:

Что имеем - не храним! О том, как Улан-Удэ "потерял" уникальную мозаику

На днях, проезжая по проспекту 50-летия Октября, обнаружил, что мозаику на торце дома под номером 3, загородило новое здание. Как же так? Ужас какой-то! Сколько себя помню, посмотришь на эту яркую, жизнерадостную картину, и сразу же поднималось настроение, становилось тепло и радостно на душе. И тут такое! Как вообще подобное могло произойти? Решил разобраться в этом вопросе.

Мозаики бурятской столицы

Сначала зададимся вопросом:

- А много ли мозаичных панно в Улан-Удэ?

Очень мало, их можно пересчитать по пальцам.



Прежде всего это несколько ярких, интересных картин внутри здания аэропорта, автором которых является заслуженный архитектор РБ Джейран Алексеевич Уланов.









Далее, картина из смальты, украшающая Городской Дворец детского и юношеского творчества на ул. Бабушкина. Кстати, первоначально мозаикой был украшен весь фасад, но после того, как она начала обсыпаться, ее заменили на новую.







Есть интересное панно на здании Дома культуры железнодорожников на улице Цивилева, 50а, которую в начале 80-х создал заслуженный художник Республики Бурятия - Лев Александрович Лабок.



Лев Александрович является автором и другого полотна - на стене общежития ВСЖД на улице Революции 1905 года, 68.

DSCF5654.JPG

И наконец, монументальная мозаика «Дружба народов» на Проспекте 50-летия Октября, о которой я упомянул в начале. Автор работы - заслуженный художник Бурятской АССР Бальжинима Доржиев, кстати, отец другого известного художника - Зорикто Доржиева.

Создана она была также в начале 80-х годов. Приблизительные размеры полотна – 10 на 15 метров.

В центре композиции 2 молодых человека - бурят и русский, судя по одежде, рабочие. Юноши улыбаются, уверенно шагают вперед - в светлое будущее.



В сценах по краям композиции показаны успехи промышленности и сельского хозяйства Бурятской АССР, уникальная природа Байкала, раскрыта тема семьи и материнства.

Коммунистическая идеология в картине, конечно же, присутствует, но она незаметна, не доминирует, кроме красного знамени, древко которого держат бурят и русский и которое не сразу бросается в глаза, ничто не напоминает о ней.

Яркие краски - оранжевый, янтарный, золотистый, шафрановый, рубиново-красный создают незабываемое ощущение чего-то праздничного, светлого, оптимистичного, радуют глаз и поднимают настроение.

Отметим удачное месторасположение мозаики. Дом находиться на возвышенности, на некогда открытом, хорошо просматриваемом со всех сторон месте, рядом с одним из самых оживленных перекрестков города - своего рода воротами в Железнодорожный район.

Немаловажно и то, что мозаикой можно было полюбоваться из окон поездов, которые в этом месте, приближаясь к вокзалу, уже сбавляют скорость, так что она как-будто бы встречала гостей столицы, выполняла роль своеобразной визитной карточки республики.

В целом, работа удачно вписывалась в окружающий архитектурный ансамбль, спасала его от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях жесткой типизации.

Трудно даже вообразить, сколько средств, сил и времени потребовалось, чтобы создать полотно: доставить с московских заводов смальту, разрезать ее на модули нужного размера, вмонтировать в стену основу композиции - сетку-рабицу, сделать подробный эскиз, затем, тщательно подбирая цвета и выверяя оттенки, приклеить смальту на сверхпрочный цемент. Работа была проделана колоссальная и заняла никак не меньше года, а может и больше. Причем выполнена она была силами Союза художников Бурятии без участия иногородних специалистов!

-item=1188-5.jpg
Народный художник Республики Бурятия Бальжинима Доржиев.

Не будет преувеличением отметить, что мозаика обладает большой художественной ценностью, ее автор сумел найти верное стилевое, композиционное и колористическое решение, в ней удачно раскрываются темы труда, созидания, интернационализма и любви к родному краю. Панно "Дружба народов" можно смело назвать ярким, интересным, прекрасным образцом монументального мозаичного искусства СССР.

Я перечислил все известные мне мозаики Улан-Удэ. Возможно, что еще какие-то работы находятся в отдаленных уголках города, а также в Загорске, Восточном, Аэропорту, Нижней Иволге. Наверняка десятки картин можно встретить и по всей республике - в Кяхте, Гусиноозерске, Закаменске, Усть-Баргузине, Сосново-Озерске.

В целом же, мозаичных панно в городе очень мало и, видимо, связано это с тем, что смальта - довольно-таки дорогой отделочный материал, а мозаичные работы, производимые вручную и требующие особой тщательности и аккуратности, всегда были и остаются очень трудоёмкими и затратными. Вероятно, сыграли свою роль и вкусовые предпочтения главных архитекторов и отцов города, которые несмотря на бум монументальной мозаики в 60-80-е годы в СССР, не уделяли этому виду декоративного искусства должного внимания.

Вообще, поработав над статьей, я пришел к выводу, что тема бурятской мозаики в отличие, скажем, от архитектуры Бурятии, абсолютно не исследована. А жаль! Ведь, слава Богу, живы еще создатели полотен, с которыми можно встретиться, взять интересные интервью, и наверняка в архивах Союза художников хранятся еще фотографии и документы, рассказывающие о том, как создавались эти уникальные работы.

Ну и несколько ссылок для тех, кто заинтересовался мозаичным искусством:



https://www.the-village.ru/village/city/city-guide/304567-best_mosaics

https://tj.sputniknews.ru/photo/20160719/1020112828.html

https://tj.sputniknews.ru/photo/20160729/1020113394.html

https://vladimirkrym.livejournal.com/2215024.html

Обыкновенное варварство!

Теперь вернемся к тому, с чего начали. Что же я увидел?

Огромное серое здание – монстр из бетона и железа, очередной «шедевр» точечной застройки наползло, почти полностью загородило мозаичное полотно, так что теперь видна лишь узкая полоска справа.



Застройщиком участка является ООО «Бургражданстрой». К 2020-му году здесь будет 13-этажный жилой комплекс, с офисами, магазинами, деловыми центрами на первых этажах.







Здание настолько близко подступило к соседнему дому, что приходится запрокидывать голову, чтобы рассмотреть картину.



Вблизи мозаика выглядит как новая, за три с лишним десятилетия ее краски ничуть не потускнели! Это и есть легендарная, известная еще со времен Древнего Рима смальта - стекло с добавлением оксидов металлов, долговечный, особо прочный, устойчивый к агрессивным средам материал.



Панно отлично сохранилось, разве что вандалы в нескольких местах расковыряли смальту на сувениры.





Вид на мозаику открывается с другой стороны улицы, однако назвать этот ракурс выигрышным и удачным никак нельзя.



Такие вот грустные реалии! Хотя самой мозаике и не причинен ущерб, но полюбоваться ею как раньше теперь, увы, не получится и в этом смысле панно можно считать "утраченным".

Что же "потеряли" жители Улан-Удэ?

Мы не увидим теперь прекрасный памятник архитектуры, обладающий немалой эстетической, художественной ценностью, который заметно украшал центр города, удачно вписывался в окружающую среду.

Мы не сможем насладиться в полной мере одним из ярких образцов советской смальтовой мозаики, которых в нашем городе очень мало и которые, к сожалению, никогда не будут созданы вновь.

Мы "потеряли" культурный артефакт, яркое свидетельство об ушедшей эпохе, памятник истории, которому между прочим почти 40 лет!

Немаловажно и то, что когда-то на создание панно были затрачены огромные материальные средства, время, силы и нервы работавших над ней мозаичистов и это тоже, согласитесь, очень ценно.

Отметим также, что произведение пользовалось любовью горожан, радовало, вдохновляло и, что немаловажно, воспевало труд, созидание, патриотизм, дружбу народов. Разве это плохо? Разве эти ценности нам не нужны сегодня?

Наконец, это был уникальный туристический объект, притягивавший к себе гостей Улан-Удэ.

Однако сейчас горевать и досадовать уже поздно. Ничего не вернуть назад!

Кто виноват и что делать?

Лично у меня возникает множество вопросов, а вернее претензий, к чиновникам из комитета по строительству и комитета по архитектуре и градостроительству:

- Прежде всего возмущает, что мэрия выдала разрешение на строительство в самом центре города, там, где с советских времен уже существует очень плотная застройка, и сложился определенный архитектурный ансамбль, нарушать который ни в коем случае нельзя. Как говорится, не вы строили и не вам здесь что-то менять!

- Далее, не нужно быть специалистом в вопросах архитектуры, чтобы увидеть - огромное здание диссонирует, не вписывается в окружающий архитектурный ландшафт как по размерам, так и по своему внешнему виду, одним словом, ни к селу, ни к городу.

- Возмущает и тот факт, что мнение жителей близлежащих домов и родителей, чьи дети ходят в детсад № 232, которые выступили против точечной застройки (коллективная жалоба с 200 подписями была направлена в прокуратуру, комитет по архитектуре, аппарат Цыденова), было проигнорировано.

- Удивляет и то, что у мозаичного панно не было статуса объекта культурного наследия муниципального значения, хотя все основания для этого (возраст, художественная ценность, значимость для города) имелись. Возникает парадоксальная ситуация: у нас каждая полусгнившая дореволюционная развалюха имеет такой статус, а прекрасный образец позднесоветского монументального искусства - нет. Не правда ли странно?

- Наконец, поражает равнодушие чиновников мэрии, которые, конечно же, знали, что новое здание закроет вид на картину, но тем не менее дали добро на строительство.


Фото пресс-службы мэрии Улан-Удэ.

Согласитесь, если бы в Улан-Удэ была выстроена адекватная градостроительная политика, то было бы сделано все возможное, чтобы уникальная мозаика по-прежнему украшала центр города, а горожане и туристы могли любоваться ею.



В общем, такая вот неприглядная картина. Хотя стоит ли удивляться? На фоне всего, что творится в Улан-Удэ в последние 6 лет (вспомним хотя бы сверхдорогие мусорные баки, стаи бродячих собак, бесконечные пробки, снег, который по 2-3 дня не убирают с проезжей части, рвущиеся посреди зимы трубы, дороги, которые из года в год топит и размывает, втиснутые в жилые дворы здания-уродцы, скандальную историю с офисами за 50 миллионов, платные горки для детей и т.д. и т.п.), случай с мозаичным панно выглядит скорее логичным, чем из ряда вон выходящим.

Как же все это надоело!
Хочется, чтобы чиновники наконец-то повернулись к улан-удэнцам лицом, а не голой ж...й, чтобы в городских делах был наведен порядок, чтобы памятники культуры и истории охранялись не на словах, а на деле.

Вот и остается только уповать на будущие выборы - прямые, честные, неподкупные, в результате которых, я надеюсь, будет полностью переформатирована городская власть, и такое безобразие уже никогда не повторится!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Спасите Гостиные ряды!

    Есть в нашем славном городе замечательный памятник архитектуры - Гостиные ряды. Место это очень любимо горожанами и является по существу вторым,…

  • Считаю, что "Хранителю" НЕ МЕСТО НА ОЛЬХОНЕ!

    Неделю назад на Ольхоне в поселке Узуры установили-таки скандальную работу Намдакова - "Хранитель Байкала". Новость тут же облетела Бурнет и…

  • Про фейсбучных хомячков

    - Хомякам свой­ст­вен­на ко­про­фа­гия – по­еда­ние собственных фе­ка­лий. Ве­дут оди­ноч­ный об­раз жиз­ни, взаи­мо­дей­ст­ву­ют аг­рес­сив­но,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments