Алдар Гунтупов (aldar_guntupov) wrote,
Алдар Гунтупов
aldar_guntupov

Categories:

О Шамане-якуте и его соратниках - Свободных Людях

Приветствую Вас, свободные люди!

Недавно в Улан-Удэ гостил отряд шамана Александра Габышева.
Мне повезло, на протяжении 3-х дней я общался с ним и его сторонниками и вот теперь хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями.

После того как в социальных сетях стало известно о местопребывании Шамана и его людей, я решил познакомиться с ними.

Вечером в субботу во дворе дома Есугея Сындуева было многолюдно.



У крыльца стояла Газель, купленная в Улан-Удэ на народные пожертвования - 95 тысяч рублей.



Повсюду - в доме и во дворе лежали рюкзаки, спальные мешки, ящики и пакеты с продуктами, на веревках сушилась одежда.





Знаменитая уже тележка Александра Габышева. У тележки специальные постромки, в которые «впрягается» наш шаман. Поверх нее аккуратно уложены и привязаны жерди для юрты, тент, буржуйка, двуручная пила, копье, топор, спальный мешок, сменная одежда, в общем, всё что необходимо в дальнем и нелегком путешествии.





Знамя шамана.



Всеобщие любимцы - собаки отряда. Этого пёсика с умным взглядом зовут «Белый», он пристал к команде на станции Хилок. В походе Белый всегда бежит впереди отряда, выступая в роли разведчика.



Черненькая собачка по кличке "Долли" или «Доля» попала в отряд в Чите.



А вот и сам шаман!



Свободные люди и гости, усевшись вокруг костра, на котором закипал прокопченный чайник, мирно беседовали с Шаманом.

Внимательно разглядываю Воина-Саха. Шаман - мужчина лет 50-ти, невысок, поджар, у него продолговатое, узкое лицо, длинные волосы, небольшая бородка и усы. На лбу еле заметна татуировка. Во взгляде нет ни напряжения, ни суровости, наоборот - смотрит ласково, доброжелательно, часто улыбается.



Держится Шаман без рисовки и высокомерия, очень просто, по-свойски и в тоже время с достоинством.
Образ шамана дополняют 2 якутских ножа, заткнутых за пояс, с которыми он никогда не расстается.

Все 3 дня пока Шаман жил у Есугея, он принимал многочисленных гостей. В общей сложности его посетило около 300 человек, т.е. по 100 в день. Таким образом, все желающие могли приехать и пообщаться с ним.





В походе Шаман никого не лечит и не принимает по личным вопросам, потому что, цитирую:

- Сейчас Бог у меня целительство и гадание отобрал, это мне сейчас не нужно. У меня другие цели теперь, глобальные. Когда исцелится Россия, исцелится планета, исцелятся и люди!

Поэтому вопросы гостей касались в основном общественно-политических тем - будущее России, проблемы экологии, борьба с коррупцией, самоуправление регионов, отношение к Путину, к митингам в Москве и т.д.

Обычно, поговорив с ним 5-10 минут, люди делали фото на память, благодарили его, а затем преподносили ему продукты, деньги, одежду. Так, при мне 3 бабушки бурятки подарили Александру верблюжье одеяло и теплую куртку, следующие посетительницы пожертвовали отряду 2 ведра с помидорами и огурцами. Кандидат в депутаты горсовета Нина Хандарова вручила шаману деньги и протеиновую шоколадку, чтобы Александр восстанавливал энергию в пути. Шаман передал её Ворону, вот этот момент:



Очень трогательной была встреча Шамана с 2-мя девушками-якутками, прилетевшими из Питера. Они долго общались на родном языке, нашли общих знакомых, в конце встречи девушки преподнесли небольшой пакет с деньгами. Увидев землячек, Шаман очень растрогался. Вообще сейчас в Якутии Александр - национальный герой, якуты гордятся им.

Наблюдая за Шаманом, могу сказать, что он очень прост, демократичен и доступен в общении. От него исходят волны добра, тепла и искренней симпатии ко всем окружающим. Он никого не ругает, не шельмует, не призывает к непримиримой борьбе и конфронтации, наоборот - настраивает на позитив, созидание, движение вперед. За все 3 дня я ни разу не видел, чтобы он на кого-то накричал, рассердился, вышел из себя или отказался с кем-нибудь фотографироваться.

Шаман - непростой человек, что-то в нем, действительно, есть. Я видел, как люди, пообщавшись с ним, уходили со светлыми, одухотворенными, счастливыми лицами, как-будто с их плеч свалился непомерный груз проблем. И очень верно об этом сказала одна из его спутниц:

- Шаман чистит пространство и делает лучше всё вокруг.



Однако было бы заблуждением думать, что наш шаман - этакий Платон Каратаев, благостный и смиренный, который всех любит, всем всё прощает. Отнюдь нет. На митинге в Чите, при встрече с ГИБДД-шниками у Мухоршибири и в столкновении с "тэнгрианцами" под Омулевой горой мы увидели другого Шамана - решительного, мужественного, харизматичного, настоящего лидера и воина.

Теперь о самом отряде, об организационных и бытовых нюансах.

Сейчас группа, по моим прикидкам, насчитывает 32 человека – 24 мужчины, 8 женщин.
Причем в Улан-Удэ к команде присоединилось 4 человека.

Отряд просыпается рано - в 6 часов. После утреннего туалета и завтрака примерно в 8 люди выступают в дорогу. Скорость у всех разная, поэтому группа растягивается вдоль обочины. В день проходят 15-20 км., но никак не меньше 15. Приблизительно в 3 часа останавливаются в походящем месте на привал, ждут отстающих.

Мужчины ставят палатки, ищут топливо, женщины готовят еду. Проблем с продуктами пока что нет, их покупают на деньги, которые поступают на счета отряда, а также принимают в дар.

Передвигаться на машинах можно только в административных границах города, остальной путь отряд должен пройти пешком.



В отряде действует ряд правил.
Приведу некоторые из них:

- Роль судебной системы исполняет Совет членов отряда. Окончательное решение принимает Шаман.

- Все члены отряда являются вольными поселенцами и свободными людьми, их право на свободу неприкосновенно.

- Все имеют право на ведение фото и видео съемки в отряде.

- Все имеют право прийти и выйти в наш коллектив.

- Каждый имеет право добровольно помогать жизнедеятельности отряда, но не принудительно.

- В отряде установлен сухой закон, употребление алкоголя и наркотиков запрещено.

- Запрещены ссоры и драки, за нарушение изгнание.

- Запрещены физические наказания, мстить - грех.

- Запрещено вмешиваться в дела и обязанности членов отряда.

- Наказание применяется только в виде изгнания и то с прощением.

- За злостное неподчинение приказам шамана - изгнание.


Как видим, эти правила с одной стороны обеспечивают и укрепляют единоначалие Шамана, которое, конечно же, необходимо в таком трудном и нелегком предприятии, а с другой стороны гарантируют соблюдение личных прав и свобод участников похода.

Вообще команда шамана сложная, разноплановая - в ней люди разного возраста, национальностей, разных профессий - поэтесса, художница, учительница, бывший уголовник, полицейский, известный писатель, инженер, предприниматель, безработный и т.д. Коллектив по большому счету еще складывается, люди только-только притираются и присматриваются друг к другу, однако есть уже и костяк из 12 человек, которые раньше всех примкнули к Шаману.

У всех мужчин со временем появляются прозвища и сакральные имена, вот некоторые из них: Ворон, Ангел, Дед Мороз, Дворник, Эльфы (молодая супружеская пара), Зима, Добряк, Воин, Инженер, Леший, Филин, Витязь.

Ребята приехали со всех уголков необъятной России - из Красногорска, что в Подмосковье, Тюмени, Иваново, Коломны, Оренбурга, Приморья, Якутии, с Сахалина и Кустаная (Казахстан). К шаману-воину они пришли в разное время и разными путями: кто-то посмотрел видео, прочитал статью или услышал о нём от знакомых, некоторые встретили Александра прямо на дороге и, поговорив с ним, вступили в его отряд. Но, как я понял, скачкообразный приток желающих идти в поход на Москву произошел после митинга в Чите, который благодаря яркому выступлению Александра оказал неизгладимое впечатление на всю думающую и прогрессивную Россию.

Говоря о моральном климате, отмечу, что в отряде царит дух товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи.

Авторитет Шамана в группе безграничен и непререкаем, основывается на искреннем уважении к нему со стороны товарищей.

Всё что происходит в группе широко освещается в Интернете, прежде всего на Ютьюбе. В группе то ли 2, то ли 3 блогера, которые делают по 3-4 стрима в день. Помимо этого блогеры в регионах, через которые проходит отряд, тоже рассказывают своей аудитории о перипетиях похода.

Без преувеличения за группой Шамана следит вся страна, любой сюжет в прямом эфире смотрит по 200-300 и более человек одновременно. Многие члены отряда стали звездами Ютьюба, у них появилась своя армия поклонников. Так, вторым по популярности после шамана является Дед Мороз - Виктор Егоров, действительно очень похожий на этого сказочного персонажа 61-летний писатель из Тюмени. Пользователи следят даже за жизнью собак, остро переживают за них.



А вот и наш бурятский блогер Дмитрий Баиров, набравший невиданную популярность всего за несколько дней. Если 29 августа у него было 400 подписчиков, то сейчас 4 сентября их уже 6800! И все это только за счет репортажей с шаманом. Вот что значит оказаться в нужное время, в нужном месте!

Чтобы расти дальше и не потерять аудиторию, Баирову не помешало бы поработать над техникой речи, расширить словарный запас, не снижать планку и браться за самые животрепещущие темы, и он, я уверен, это хорошо понимает.





Зашел в дом.
Дом у Есугея Баторовича большой, во всех 4-х комнатах расположились люди. Впрочем места всем не хватило и во дворе были установлены 4 палатки.

Пообщался с молодым шаманом из Якутии Эллэем, писателем Валерием-Дворником из Казахстана и шаманкой Лилией Якушевой.



Здесь в зале группа обедала и ужинала.



В понедельник, как и обещал шаман, отряд стал собираться в поход.

Газель загружена под завязку.



Есугей Баторович прочитал на прощание стихи. Было видно, что произведения поэта, наполненные пафосом свободолюбия и социального протеста, глубоко тронули и взволновали свободных людей.







Прощальные селфи с шаманом. Члены команды готовы выступить в поход.



На улице собрались люди - около 30 человек, чтобы проводить отряд Саши-Шамана.



Весь проулок был заполнен машинами, еще столько же стояло за моей спиной. Очень активными были таксисты, которых сумел мобилизовать блогер Баиров.



Присядем на дорожку.



А теперь пора в путь!
Александр дает короткие распоряжения, вникает во все мелочи, ничего не упускает из виду. Отмечу, что теперь, когда Шаман уже не одинок и вокруг него образовался маленький отряд, в нем обнаружилась большая распорядительность, лидерские качества, умение вести за собой и руководить десятками людей. Ох непрост, непрост наш шаман!



Грузят тележку. Ее поднимают бережно, как реликвию, все хотят прикоснуться к ней, как-будто она обладает некой сакральной силой. Теперь тележка - символ Свободы!

И вот помяните мое слово! Лет через 20 она будет выставлена в одном из столичных музеев как ценнейший экспонат, а в центре Москвы установят бронзовую скульптуру, изображающую маленького мужественного человека с тележкой за спиной и собачкой, бегущей рядом.



Долли купили новый ошейник, она любимица Деда Мороза, они неразлучны.



Свободные люди садятся в автобус Сындуева.



С шаманом прощаются, он тонет в море народной любви, все хотят пожать ему руку, сказать теплые слова:

- Удачи!
- Берегите себя!
- Вы нужны нам!
- Уруй айхал!
- Дойдите до Москвы!




Сажусь в машину к Баирову, мы мчимся за караваном. По пути Дмитрий успевает вести прямой эфир. Вопросы отовсюду - из Южной Кореи, Якутии, Финляндии, Украины. Пока проносимся мимо Бурвода и Сотниково, видеоблогер рассказывает подписчикам о нефритовой мафии, китайской экспансии, коррупции, кумовстве и других "достижениях" и "победах" суперреспублики. Несколько комментариев делаю и я.



Останавливаемся у аршана.
Шаман спускается к источнику, кладет монетку, пьет воду. Холодная и вкусная она очень нравится ему. Ребята наполняют фляги.





Буряты запели гимн республики, особенно символичными звучат строки:

- Святой водой аршана угости!
Чтоб я обрел невиданную силу
Для дальнего нелегкого пути.


Пересаживаюсь в автобус к свободным людям.
Есугей за рулем. Проезжаем Ошурково, закусочную "Хаан-бууз", останавливаемся.





Шаман какое-то время внимательно изучает местность, как бы прислушиваясь, советуясь с внутренним голосом. Все взгляды устремлены на него. Наконец решение принято, место Александру нравится - рядом речка, через дорогу красивый вид на горы. Лагерь будет здесь!





Закипела работа.
Выстроившись цепочкой, ребята разгружают Газель. Вещей, нужно отметить, очень много.



Устанавливается палатка, которую изготовил и подарил отряду улан-удэнец дядя Сережа, он же Дровосек. По сути дела это небольшой домик с отоплением, которому не страшны никакие морозы.





Девушки готовят обед.



Привезли дрова. Это местный житель из Ошурково, узнав об отряде, доставил их на своей машине. Любят шамана простые люди!



Сели завтракать. За едой ведем непринужденный разговор, шутим, читаем комментарии пользователей. Настроение приподнятое, боевое. Погода совсем летняя. Ощущение такое будто мы на привале во время туристического похода.



Вот интересное фото - Ангел и Ворон за спиной у Шамана, словно 2 крыла. Кто в теме, тот поймет.



Ангел, которого зовут Александром, родом с Сахалина, он не любит фотографироваться, считая, что это разрушает его ауру. Ангел олицетворяет светлую, созидательную сторону Шамана, является его "советником и мудрецом".

Ворон - 32-летний оренбуржец Евгений Ростокин, бывший уголовник с 9-ю судимостями и 9 годами тюремного стажа, отвязный субьект, своего рода инфант террибль отряда, ему единственному разрешено материться. Ворон - это "мистическая птица шамана". Он заведует кассой отряда, на его счет поступают пожертвования. Возможно что, доверие Шамана Ворону в финансовых вопросах - это такой педагогический прием в духе Антона Семёновича Макаренко (вспомните "Педагогическую поэму").

Особенно шаман заботится о немолодых участницах похода - 3 женщинах из Иркутска, Приморья и Якутии. Они окружены вниманием и опекой. По указанию шамана их поселили в зимней палатке с буржуйкой, шаман лично перенес туда их рюкзаки и постелил на землю коврики.

За обедом они сидят рядом с Александром, он ласково приобнимает их и называет - "наши матушки", "мои валькирии-воительницы". Со стороны выглядит это очень трогательно. Женщины в хорошем смысле слова боготоворят и любят шамана.

После завтрака все расслабились, разбились на группы по интересам. Ребята из Якутии сидели на траве и о чем-то говорили на родном языке. Кто-то устанавливал свои палатки, кто-то пошел стираться и мыться, кто-то делился новостями из жизни отряда в сети, другие отдыхали.



Есугей декламирует стихи на камеру студентке из Германии. Девушка, художник по образованию, присоединилась к свободным людям только на неделю, она снимает фильм. Кстати, на следующий день в отряд влились журналисты БиБиСи, а до этого на группу выходил телеканал "Дождь".



По шоссе проносятся дальнобойщики, все бибикают, свободные люди приветливо машут им в ответ. По рациям водителей разносится новость:

- Шаман вышел из Улан-Удэ! Шаман снова в пути! Встречайте!

Как и в Улан-Удэ до самого вечера продолжается паломничество к Александру, люди едут и едут.

Вот 2 женщины, поговорив с Шаманом, преподнесли хадак и подарили деньги.



А вот из попутки вышел мужчина, это Михаил, путешественник из Питера. Утром он был в Иволгинском дацане, услышал о свободных людях и решил пойти с ними до Иркутска.

Интервью у него берет блогер из Читы Андрей Дегтярюк, который как и Баиров раскрутил свой канал за счет сюжетов о шамане.



Шаман устанавливает своё жилище.



Я предлагаю свою помощь, он отказывается, говорит, что всегда делает это сам.

- По моему у вас, у якутов, это жилище называется ураса? - спрашиваю я.

- Да, да, ураhа! - радостно отвечает мне Александр, - А в русском варианте ураса.

Ставя урасу, Шаман рассказывает мне, что в старину якуты-охотники, преследуя зверя жили в таких удобных, переносных жилищах, перевозя их на нартах. Естественно, тогда они были покрыты оленьими шкурами и отапливались по-черному небольшими кострами. Сам он, когда отправился в поход в начале марта, ночевал в ней при температуре -40-45 градусов.

Выросший в сельской местности, с детства привыкший к тяжелому крестьянскому труду, охоте и рыбалке, Шаман, конечно же, обладает необходимыми навыками выживания в экстремальных условиях.



Через 15 минут жильё готово.



А поток гостей все не уменьшается, появилась женщина в офисном костюме (видимо, после работы) - поклонница Деда Мороза, несколько семей с детьми. Со всеми шаман общается и фотографируется.

Ближе к вечеру приехали омоновцы, подарили свободным людям хадаки, рассказали, что едут на Форум спецназа России, попросили открыть дорогу.



Шаман кропит из чорона молоком, жгет конский волос, читает алгыс-благословение, чтобы путь был безопасным.



Руководитель омоновцев пожилой мужчина в бордовом берете тоже шаман, из алтайского рода кыпчак.



Каждый час происходит что-нибудь интересное, появляются новые лица, возникают новые сюжетные повороты. Такое ощущение, что ты находишься на съемочной площадке, где снимается увлекательное реалити, за которым в прямом эфире следят тысячи зрителей.

Вечерело. В лучах заходящего солнца становище свободных людей выглядело очень живописно и чем-то напоминало военный лагерь на привале. В центре поляны стояла юрта-ураса шамана, её окружало кольцо из 20 палаток. У входа в урасу остриём вверх было поставлено копье. Ветер развевал знамена шамана и флаг Якутии. Могучая Селенга несла свои мутные воды к Байкалу. Дым от костров уносился вверх...

Нужно было уезжать. Я очень тепло простился с Александром и его спутниками.

Дней через 10 ребята достигнут Байкала и только к середине октября дойдут до Иркутска. Впереди у команды 2 года путешествия полного новых знакомств, приключений и испытаний.

Доброго пути, Свободные Люди!
Мужества вам и терпения!
Дорогу осилит идущий!

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments