Алдар Гунтупов (aldar_guntupov) wrote,
Алдар Гунтупов
aldar_guntupov

Categories:

Требуем установить пояснительную табличку на памятнике Гэсэру!

В Улан-Удэ на проспекте Победы находится памятник герою бурят-монгольского эпоса – Абай Гэсэру. Авторами монумента являются известный скульптор Александр Миронов и архитектор Джейран Уланов. Памятник был открыт в июле 2006-го года во время празднования Алтарганы.



Место под него было выбрано очень удачно – на вершине хорошо обозреваемого c разных точек холма перед Торгово-экономическим техникумом.



- Что же представляет из себя скульптура Гэсэра?

Перед нами фигура всадника-кочевника в доспехах, вооружённого луком, стрелами и копьём с наконечником, напоминающим соёмбо, которое он сжимает в правой руке. Отважный батор восседает на верном коне и с высоты оглядывает окрестности, охраняя мир и спокойствие на бурятской земле. Степной скакун, расставив крепкие, мускулистые ноги, гордо и прочно стоит на высоком пьедестале.



Высота монумента вместе с копьём составляет 9 метров.

Следует отметить, что на территории Бурятии имеется ещё один интересный памятник в честь Гэсэра в местности Улан Ока в Окинском районе, воздвигнутый в июне 2019-го года.


Подробнее - https://newbur.ru/n/46846/

За прошедшие 14 лет памятник Гэсэру полюбился горожанам, стал неотъемлемой частью городского ландшафта, одним из узнаваемых брендов Улан-Удэ. Немаловажно и то, что на фоне полного отсутствия национального колорита в архитектурном облике Улан-Удэ, т.е. зданий в этническом стиле, памятников выдающимся деятелям нашего народа, скульптур фольклорных персонажей, орнаментов, вывесок, указателей и т.д., Гэсэр Миронова выглядит как почти что единственное отрадное исключение.

Но!

Но что меня и многих удручает, коробит и возмущает – на памятнике до сих пор отсутствует пояснительная табличка, кому он посвящён! Посмотрите и убедитесь сами.



Вот скажите, как мне - человеку, который с детства впитал глубокое уважение к сказанию о жизни и подвигах Абай Гэсэра, хорошо знаком с его сюжетной линией и главными персонажами, гордится тем, что его народ на протяжении 10 веков сохранил и донёс до наших дней один из величайших героических эпосов человечества, относиться к этому вопиющему факту?

Конечно же, я, как и любой из вас, испытываю негодование и возмущение по поводу такого невнимательного и пренебрежительного отношения к герою эпического сказания!

- Почему же сложилась такая ненормальная ситуация и что нужно предпринять, чтобы её исправить?

Естественно, все наши претензии мы должны адресовать прежде всего Комитету по архитектуре и градостроительству города Улан-Удэ, в ведении которого находятся все городские памятники. Удивляешься тому, что за 14 лет чиновники этого ведомства, прекрасно зная о сложившейся ситуации, и палец о палец не ударили, чтобы её исправить. Ведь, согласитесь, немного времени и организационных усилий понадобилось бы, чтобы утвердить текст и дизайн таблички, согласовать бумаги, заказать её в художественной мастерской и установить. И по расходам для городского бюджета её стоимость не стала бы какой-то запредельной, неподъёмной суммой. Была бы только воля для решения этой задачи, но её-то как раз мы и не видим!

- Что это - головотяпство, разгильдяйство, равнодушие чиновников, а может быть, что и похуже - неприязнь и неуважение к национальному герою бурят, скрытая издёвка над ним, саботаж?

Всё это только вопросы, которые, пока мы не увидим таблички на пьедестале монумента, остаются открытыми.

Некоторую долю ответственности за случившееся несёт и сам автор. Считаю, что Александр Михайлович должен был костьми лечь, но всё-таки продавить установку таблички. Ведь имеются же они на всех остальных творениях скульптора, а почему же Гэсэр стал исключением?











И тут опять задаёшься вопросом:

- А может быть, автор неоднократно и обращался к городским властям с такой просьбой, но каждый раз наталкивался на чьё-то упорное сопротивление?

Непонятно мне и бездействие в этом вопросе Министерства туризма. Мария Борисовна, разве памятник Гэсэру не является популярным туристическим объектом, и разве ваше ведомство не должно его также курировать? Не знаю как вам, но лично мне стыдно перед японцами, немцами, французами, гостями из других регионов России, которые, глядя на скульптуру и читая в путеводителях, что это - главный герой бурятского богатырского эпоса, в тоже время не видят соответствующую информацию на постаменте. Такого-то уж точно у себя на родине они не встречали! Само собой, будучи людьми воспитанными, они не выразят своего крайнего изумления вслух, но наверняка подумают:

- Хорош же народ Бурятии, который таким образом чтит своих героев!

При этом я не говорю, что ваше ведомство или вы из своего кармана должны тратить деньги на установку, но поднять этот вопрос перед мэрией и решить его положительным образом вы были обязаны.

Всё вышесказанное относится и к министру культуры - Соёлме Дагаевой. Соёлма Баяртуевна, я полагаю, что вам не нужно лишний раз объяснять какое важное место занимает Гэсэр в культуре бурятского народа, что он значит для нас, и что вы, как министр, должны были принять самое деятельное участие в судьбе памятника!

Не понимаю я и позицию нашей интеллектуальной элиты - исследователей бурятского фольклора, историков, поэтов, писателей, кинорежиссёров, драматургов, артистов и певцов, лидеров общественных организаций. Вот все вы позиционируете себя, как патриоты и защитники нашей культуры, пишите в научных сборниках статьи о Гэсэре, защищаете диссертации по Гэсэриаде, сочиняете трогательные стихи и книги, снимаете фильмы о нём, проводите фестивали, выставки и автопробеги в его честь и даже объявили нынешний 2020-й год - годом 1025-летия эпоса «Гэсэр», что, конечно же, правильно и здорово, но при этом, прекрасно зная о существующей проблеме, почему-то ничего не предпринимаете, чтобы её решить.


Триптих «На земле Гэсэра» А.О. Цыбиковой украшает стены Бурятского драматического театра им. Хоца Намсараева.
Фото с сайта - https://vk.com/muzeyrb.


Ведь могли же, скажем, актёры Бурятского драматического театра, в декоре которого, кстати, часто используется образ Гэсэра и который, между прочим, расположен всего в сотне с небольшим метров от памятника, озаботиться его судьбой - собрать подписи под коллективным заявлением, сформировать делегацию из известных артистов, прийти в Комитет по архитектуре и градостроительству и потребовать установки? Могли бы, но не делают! Может, это ниже вашего достоинства заниматься такими «пустяками», господа актёры? Или вы не считаете, что это также борьба за бурятскую культуру? Или вы старательно избегаете конфликтов с городскими властями? Объясните же нам, в чём причина вашего бездействия!

Не увидел я попыток исправить ситуацию и со стороны бизнес-сообщества. Ведь может же какой-нибудь олигарх прийти в мэрию и сказать: «Я готов оплатить установку таблички!» Не убудет же от него! Сделал бы благое дело, буин заработал и весь бурятский народ узнал бы, что такой-то и такой бизнесмен ещё остался человеком, не прогнил и не обманкуртился, ещё способен на широкий, благородный жест ради своего народа. Но наши толстосумы, хотя для них это смешные деньги, этого не делают! Жаба их, видимо, давит?

Много вопросов у нас возникает и к журналистам популярных СМИ, а также к блогерам, которые позиционируют себя, как правдорубы и бескопромиссные борцы за бурятский язык и культуру. Ребята, это же ваше поле деятельности, ваша прямая обязанность говорить об этом! Где как не здесь пробовать остроту своего пера, свои полемические способности? Почему же вы обходите эту тему?

В общем, вся эта ситуация с табличкой - печальная, невеселая и в тоже время очень показательная, характерная для нынешней Бурятии.

Ведь если вдуматься, то безымянный памятник - это же такая метафора, символ отношения к нашей культуре, языку, традициям, к нашему народу. Много мы слышим с высоких трибун обещаний сохранить наше культурное наследие, возродить язык, заверений, что будет щедрое финансирование, самая деятельная поддержка всех программ и общественных начинаний и т.д., и т.п., а на деле видим, что всё это по большей части делается для показухи, для отвода глаз и что за всеми этими громкими словами не чувствуется подлинного рвения и искреннего желания улучшить ситуацию! Язык наш как погибал, так и погибает, число его носителей стремительно сокращается, обещанная языковая среда не создаётся, суммы, отпускаемые на издание учебников и пособий на самом деле - мизерные, грошовые, вывесок и указателей на бурятском не найдёшь днём с огнём, писатели и поэты, пишущие по-бурятски, не получают никакой поддержки!


Статуя Гэсэра с табличками на китайском и тибетском языках в провинции Цинхай в КНР. Именно так и должен был выглядеть постамент памятника в Улан-Удэ. - https://mingqi.livejournal.com/125936.html

Ну а теперь по сути моего поста.

Городские власти обязаны обратить внимание на эту проблему, и ненормальная, возмутительная ситуация с памятником Гэсэру должна наконец-то сдвинуться с мёртвой точки! Поэтому я, все мы, обращаемся к мэрии, к чиновникам из министерства туризма и культуры:

- В ближайшее время на памятнике должна появиться информационная табличка! И это не пожелание и не просьба, а законное требование, под которым, я знаю, подпишется любой бурят-монгол и бурят-монголка!

- Надпись должна быть сделана на трёх языках – бурятском, английском и русском. В ней должно быть указано, кому посвящён памятник, кто автор, когда он был установлен. Также должна приводиться небольшая, на несколько предложений, историческая справка – когда эпос зародился, о чём он повествует, какие его варианты существуют у бурят.

- Естественно, перед установкой текст должен пройти экспертизу у учёных-гэсэроведов и общественников, чтобы не получилось как с памятником Рокоссовскому, когда "специалисты" из мэрии назвали его "Маршалом СССР" (!), вместо - "Маршал Советского Союза", а потом эта табличка провисела всю зиму, да ещё и отвалилась. Стыд и позорище!

- Табличка должна быть изготовлена из дорогих, качественных материалов, выглядеть очень достойно, роскошно. Само собой стилистически она должна быть решена в национальном духе.

- Также не помешает привести цитату из героического сказания, чтобы она соответствовала образу Гэсэра, изображенному скульптором.
Предлагаю такой вариант:


Повод взял богатырь молодой,
Быстро ноги вдел в стремена,
На гнедого вскочил скакуна
И уселся крепко в седле
Из якутского серебра,
Чтоб помчаться на помощь земле
Ради жизни, во имя добра!


("Гэсэр", Ветвь шестая. "Гэсэр убивает чудовище Шэрэм-Мината", перевод - В. Солоухина).

Её можно разместить на левой стороне пьедестала, со стороны Бурдрама.

- И ещё одно предложение - на лицевой стороне основания памятника (на фото ниже) большими золотыми буквами старомонгольской вязью должно быть написано - «Абай Гэсэр». Согласитесь, что эта надпись, выполненная на нашем национальном письме - монгол бэшэг, будет выглядеть очень уместно и заметно украсит монумент.



И вот когда спустя 14 лет на постаменте наконец-то появится пояснительная табличка, только тогда установку скульптуры Гэсэра можно будет считать законченной! Только тогда памятник безымянному номаду с копьём (то ли гунну, то ли монголу, то ли половцу или печенегу) станет величественным монументом богатырю Абай Гэсэру, который, зорко всматриваясь вдаль, стоит на страже родной земли, готовый защищать свой народ от врагов и притеснителей. И всем нам, а также гостям столицы, станет понятно, что это действительно, на самом деле уважаемый и любимый национальный герой всего бурятского народа!

P.S. Ну и чтобы меня не обвинили в популизме и сотрясании воздуха громкими, но ни к чему не обязывающими словами, я в ближайшие дни отправлюсь в Комитет по архитектуре и градостроительству, чтобы написать заявление с озвученными здесь требованиями.

Надеюсь, общими усилиями мы решим эту проблему!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments